Говоря об инвентаре раскопанных мною погребений карасукской культуры, нельзя не остановиться специально на двух предметах: на упомянутом большом ноже (рис. 28, 3) и почти цилиндрическом сосуде (рис. 27, 4).
Подавляющее большинство погребений карасукской культуры, раскопанных мною в 1946 г., как по устройству ящиков и по трупоположению на правом боку, спиной к южной стене гроба, так и по инвентарю (исключительно круглодонная посуда (рис. 27, 3), лапчатые подвески, «заклёпочки» обоймицы (рис. 28, 2) и т.д.) принадлежит к типично карасукским.
По инвентарю эти могилы также отличаются от типично карасукских: в первых могилах ( 1-3) рядом с типично карасукскими круглодонными горшками обнаружен сосуд, более близкий к андроновским: с небольшим по диаметру, но плоским дном, и с чётко выраженным плечиком (рис. 27, 1). В форме сосуда из могилы 1 мы видим в большей или меньшей степени приближение к баночному типу андроновского горшка (значительная высота основной части горшка: от дна до плеча). Наконец, и большой коленчатый нож с бараньей головой на ручке и маленький кельт (рис. 28, 1) свидетельствуют о более древнем времени погребений 1-3. Между тем сосуд из могилы 12 имеет сравнительно слабо выраженное плечо, чем значительно приближается к сосудам тагарской культуры (рис. 27, 2).
Если принять во внимание, что для предшествующей карасуку культуры, андроновской, было характерным трупоположение на спине с согнутыми в коленях ногами, с положением головы к югу и что орнамент на сосуды наносился гребенчатым пунктиром без окантовки внизу, то нужно отметить погребения 1-3 и 8 наших раскопок, которые дали именно эту наиболее древнюю форму трупоположения, а фрагмент сосуда (рис. 26, 3) образец ещё андронообразной орнаментики. Наоборот, если принять во внимание, что трупоположение на спине с вытянутыми ногами является типичным для тагарской культуры, то из раскопанных мною карасукских могил наиболее приближается к тагарским погребение 12.
Погребения карасукской культуры, раскопанные мною в г. Абакане в числе 37, характеризуют различные стадии культурного развития населения того времени.
В антропологическом отношении женщина из этого погребения принадлежит к европеоидной расе, но значительно отличается от афанасьевских предшественников.
Гроб небольшой: 1.30 м длины, 0.90 м ширины и 0.60 м глубины. Кверху он несколько расширяется. Сделан из плит коричневого девонского песчаника 10-12 см толщиной; был покрыт такой же толстой плитой, сброшенной грабителями.
Покойница в Усчуле была похоронена на спине, головой к югу, с ногами, согнутыми в коленях так, что пятки были прижаты почти к самому тазу, плечи, шея и голова опирались на специально положенную под них плиту. Такое положение является типичным для раннеандроновского времени. На ступни ног, между северной стенкой гроба и голенями, был поставлен довольно крупный для андроновской посуды горшок баночного типа с относительно небольшим дном и с фигурно-отделанным обрезом венчика (гребенчатым штампом), но с уже намечающимся формированием плеча (рис. 26, 2).
Человек андроновского времени продолжал прочно держаться магии. Свидетельством этого является замечательное ожерелье из зубов разных животных, обнаруженное на шее покойницы из усчульского погребения (рис. 26, 1). Интересно, что столь же обращающее на себя внимание ожерелье из зубов бобра и тоже в женском погребении, раскопанном нами в 1945 г. у церкви в г. Абакане, принадлежит также андроновской культуре.
1 ожерелье из зубов животных; 2 горшок: 3 горшок (фрагмент).
Рис. 26. Вещи из древних погребений Хакассии.
обитания человека и исключительно на возвышенностях, а где это возможно, то и на вершинах ближайших к стоянкам холмов. Раскопанное нами погребение в этом отношении весьма типично: оно расположено на самой вершине довольно высокого холма, у подножья которого и была, видимо, стоянка андроновского времени и вокруг которого раскинулось современное селение Усчуль.
В андроновской культуре зарождается традиция, дожившая в Хакассии до наших дней, хоронить своих покойников в отдалении от места
Раскопанное мною погребение андроновской культуры в сел. Усчуль, в среднем течении р. Тёи, свидетельствует об этом, весьма важном, явлении в древней истории человека Минусинской котловины (рис. 25).
Если в период афанасьевской культуры человек селился главным образом у берегов больших рек Хакассии, то в середине II тысячелетия до нашей эры он поднимается в горы. Его орудия в это время становятся более совершенными.
1 карасукская культура; 2 андроновская культура; 3 верхняя граница тагарской культуры; 4 погребение мужчины с луком.
Рис. 25. Карта Минусинской котловины. Бассейн р. Абакана.
Андроновская культура сложилась в результате дальнейшего развития бронзовой техники, земледелия и осёдлого быта.
// Вып. XXV. М.-Л.: 1949. С. 76-86.
Раскопки древних погребений в Хакассии в 1946 г.
Комментариев нет:
Отправить комментарий